Рекомендации и наработки:

Рекомендации и наработки:

На этой странице изложу свои рекомендации и наработки из личного опыта, как может и должна работать служба безопасности предприятия. И некоторые свои результаты работы (насколько это возможно что бы не нанести урона тем компаниям, с которыми я сотрудничал в своей практике).
Мое личное мнение: «К сожалению специалистов служб безопасности не учат ни в одном учебном заведении». Кибербезопасность отдельная наука и тут есть подготовка, а подготовка службы безопасности — это только время и опыт, плюс готовность перешагнуть определенные линии. Здесь описан мой опыт службы работы Профессиональная деятельность с некоторыми отступлениями, но с теми же целями.

Зачем нужна служба безопасности на предприятии?

Если вы задумались и решили, что служба безопасности необходима — значит вы выросли. Значит возможен интерес к предприятию со стороны групп, служб и т.д. Возможно вошли в зону риска. Предприятие, которое прошло период становления и вышло в период роста всегда будет лакомым кусочком для конкурента, органов правопорядка и структур, которые ведут не совсем законную и совсем незаконную деятельность. Помощь юристов — это очень нужная помощь для лиц, принимающих решения. Но реальная служба, которая может защищать предприятие в режиме 24/7 и имеет для этого опыт, силы и ресурс — это служба безопасности предприятия. Служба безопасности — расходная составляющая бюджета предприятия. Оценить ее результат работы в денежном эквиваленте бывает очень трудно. Но произвести расчет сколько средств финансовых и материальных было защищено при наступлении чрезвычайного события намного легче.

Рекомендации:

№ 1:
Бюджет службы безопасности не должен превышать возможных потерь предприятия от действий различных факторов.

Работа службы безопасности — это постоянный контроль, поиск информации, проверка информации и т.д. Тут речь пойдет не только об информационной безопасности. Получение информации, даже информация на уровне слухов и анализа рисков — это очень сильный аргумент для выработки стратегии защиты. Готовность провести сворачивание деятельности, перенос (релокация) бизнеса, защита производственных и складских мест — в настоящее время это нужный инструмент для выживания и развития бизнеса.
Микро и мелкий бизнес в данном материале я рассматривать не буду. Возможно из того, что здесь написано, кому-то и пригодится что то, но в целом это для бизнеса, который заявил про себя и может стать мишенью для других заинтересованных сторон. Поэтому рекомендации будут относится к этой категории бизнеса.
Первый и обычно самый мощный удар принимает на себя служба безопасности. Будь это преступные посягательства или интерес правозащитной системы. При любых, даже самых неожиданных действиях против предприятия, должна сработать система оповещения.

№ 2:
Информация от службы безопасности к руководству и лицам, принимающим решения, должна уйти без задержек и дойти к получателю.

При преступных посягательствах и при действиях правоохранительных органов (так называемые «МАСКИШОУ») специалисты службы безопасности (как составляющая — это специалисты службы охраны) выводятся из действия всеми возможными методами.
Играет очень большую роль физическая укрепленность объекта. Чем больше количество, качество преград и запас времени необходимый для преодоления этих преград, тем больше процент вероятности на то что система оповещения сработает.
В разработке такой системы оповещения должно быть учтено многократное пересекающееся оповещение. Даже если источник тревоги будет выведен из строя — система оповещения должна отработать как очень надежный механизм.

№ 3:
Наличие охраны, как составного подразделения службы безопасности.

При любых планируемых действиях, направленных против предприятия, идет сбор информации о нем. Его состояние, физическая защищенность, наличие охраны и технических средств безопасности и т.д.

Рекомендации

Для сбора некоторых данных больших усилий не надо прилагать. Наличие системы видеонаблюдения и системы контроля и управления доступом возможно получить при наружном наблюдении за территорией. Наличие охраны при входе так же. Эти факторы учитываются при расчете сил и средств для их нейтрализации. Поэтому система охраны должна быть многоуровневой и много рубежной. Иметь возможность и средства для создания препятствий и контроля за обстановкой.
Во время службы в Государственной службе охраны мне приходилось разрабатывать и проводить практические занятия по защите банковских учреждений от вооруженного нападения. К сожалению результаты хоть и имели некоторые отличия, имели один неизбежный факт: гибель охранника. При том что в то время наличие вооруженного милиционера в охране банка было обязательным условием. И факт, что он был вооружен боевым оружием не имел никакого практического смысла.
Наличие охраны установить легко, а ее количество и возможности — отдельная и длительная тема.

№ 4:
Режим работы и принцип действия службы охраны (безопасности)

  • Работа службы безопасности — это не заметный и очень творческий процесс. При полной видимости с внешней стороны некоторых функций и составных частей службы безопасности и охраны, нужно всегда помнить, что сотрудники охраны — это люди, которые имеют свои потребности и физические возможности.
  • Поэтому необходимо учитывать, что человек, находясь на одном месте длительное время, теряет внимательность и соответственно теряется эффективность его работы. Так же ему необходимо время на удовлетворение жизненных потребностей своего организма. При разработке схемы работы и расчете необходимого количества сотрудников охраны, учитывается необходимость смены обстановки (расположения поста), возможность и условия приема пищи, отдыха. Обычный режим работы специалистов служб охраны — это суточный режим. Даже сутки находясь в постоянном внимании сотрудник охраны физически устает и теряет бдительность. Для устранения этого эффекта рекомендуется проводить ротацию сотрудников по постам и предусмотреть время отдыха.
  • Время, которое требует особого внимания — это вторая половина ночи и утро. Ночь — возможность противоправных действий со стороны преступных элементов. Утро — время, когда сотрудники массово приходят на работу и время, когда планируется действия правоохранительных органов.

В это время сотрудник охраны должен быть максимально внимателен и готовым к действиям в экстремальной ситуации.

№ 5:
Видимость службы безопасности и охраны

Если некоторые составные части службы безопасности возможно отследить со стороны, то в целом ее структура и принцип работы — это закрытая информация. Тут я сторонник принципа работы паука.

Рекомендации

В сердце предприятия, в месте куда сходится вся информация от технических средств безопасности, находится пост службы безопасности. Такой пост может играть роль Пункта централизованного наблюдения. В его работе он должен видеть все. Иметь возможность контролировать работу охранников, управлять сменой постов. Также под его управление передается система контроля доступом, что бы иметь возможность дистанционного управления запорными устройствами дверей. Система тревожной сигнализации для вызова внешних служб и правоохранительных органов (при необходимости).
Такие подразделения ведут тихую работу, которая не привлекает внимания, контролируют работу сотрудников, попытки несанкционированного доступа персонала в помещения. Осуществляют контроль за ситуацией на прилегающей территории и управляют доступом на охраняемую территорию или разблокируют пути эвакуации. Так же у них в руках система оповещения руководства и лиц ответственных за принятие решения. Это далеко не полный перечень функций. Каждое предприятие строит свою систему безопасности, но некоторые шаблоны построения есть и должны соблюдаться.

Некоторое отступление, но в теме этой страницы:

В 2013 году, когда меня пригласили поработать над системой безопасности в «ПариМатч» «Профессиональная деятельность». На старте имели фрагментарную систему видеонаблюдения, систему контроля доступом, которая контролировала две основные входные двери в офис и пост охраны, который мог только наблюдать, но не мог никуда вмешаться.
За год полностью перенастроен был принцип построения технических систем безопасности:
— система видеонаблюдения контролировала подходы к зданию, входные группы в здание, входные группы в офис, все внутренние коридоры и проходы;
— система контроля и управления доступом блокировала три рубежа и управляла 4 различными путями эвакуации персонала на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
— был создан пульт наблюдения за техническими средствами безопасности и управления ими;
— создана служба охраны, которая на практике смогла качественно отработать и защитить компанию.

Результат:

В результате за два года компания прошла 6 обысков плановых и 2 обыска, которые правоохранительные органы пытались провести исходя из устаревших и ошибочных данных. Служба безопасности действовала, даже при обысках, когда адвокаты не были допущены. Специалистами СБ контролировался весь процесс проведения обысков, передача руководству информации оперативной и итоговой, доступ в помещения и кабинеты, блокировка их до и после проведения следственных действий. СБ смогла сберечь данные от всех технических средств. Компания «ПариМатч» работала без сбоев до полной легализации букмекерской деятельности.